Конец XVII-начало XVIII в. были переломным периодом в истории России: преодолевалась вековая отсталость, укреплялось государство, развивалась про мышленность, организовались регулярная армия и военный флот. История России этого периода неразрывно связана с личностью Петра I-крупнейшего политического деятеля той эпохи, преобразователя страны. В 1703 г. Петр создает новую столицу-Петербург, где и сосредотачивает строительную и архитектурную деятельность.
В конце XVII-особенно в начале XVIII в. искусство становится преимущественно светским, что проявляется в изменении характера архитектуры, обращающейся к европейским формам. Петербург застраивается деревянными зданиями, имитирующими каменные и кирпичные, что повлекло за собой и развитие деревянной скульптуры. Петр 1 переводит всех московских резчиков в Петербург, где организует специальные мастерские.
В 1725 г. в Петербурге основывается Академия наук с гимназией. Способных молодых людей посылают за границу для овладения различными науками, искусствами и ремеслами. Для обучения столярному делу направляют в Англию и Голландию. В начале XVIII в. создаются первые специальные художественные учебные заведения.
Подготавливая собственных мастеров, Петр 1 также зовет для работы в Россию иностранных ученых и специалистов, в том числе столяров, обойщиков мебели, резчиков, токарей по дереву, каретников и позолотчиков. В начале XVIII в. в Петербурге были созданы такие сооружения, как Петропавловская крепость (1712-1713, Д. Трезини), Летний дворец Петра 1 (начат в 1711 г. Д. Трезини, окончен в 1714 г. А. Шлютером); дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, дворцы Монплезир, Марли, Эрмитаж (И. Браунштейн, А. Леблон, Н. Микет-ти, П. М. Еропкин, М. Г. Земцов и Т. Усов); здание двенадцати коллегий (1722-1733, Д. Трезини); первое здание Адмиралтейства (1732-1738, И. К. Коробов); Кунсткамера (1718-1734, Г. И. Маттарнови, М. Т. Земцов). Они были строги и просты по форме. Даже в дворцовых помещениях интерьеры отличались простотой и скромностью.
Стены комнат и залов отделывали деревянными резными панелями. В интерьерах появились зеркала, серебряные люстры, кафельные печи, картины, в основном изображающие морские пейзажи. Пол выполняли из керамических плиток или паркета. Мебель-шкафы, витрины, дубовые стулья и кресла, обитые кожей, с резьбой и точеными деталями – располагали вдоль стен.
Характерным примером решения интерьера этого периода является кабинет Петра 1 с дубовыми панелями в Большом Петергофском дворце, отделка которого осуществлена по проекту архитектора А. Леблона, а резные украшения, составляющие главное достоинство кабинета, сделаны приехавшим по приглашению Петра 1 из Франции Николаем Пино.
В убранстве интерьеров начала XVIII в. большое место занимало дерево, из него выполняли стенные панели, дверные и оконные откосы, карнизы, полотна дверей. В интерьер вводятся резные панно из древесины дуба, ореха, чинара. Часто панно подкрашивают или дополняют росписью. Деревянные элементы интерьера и мебели отделывали тонированием с дальнейшим вощением, резьбой, иногда с подкрашиванием.
Интерьеры дворцов начала XVIII в. обставляли мебелью русской работы и привозной. В этот период в русской мебели определяющим является влияние барочных форм мебели, особенно в голландском и английском варианте. Однако для русской мебели продолжают оставаться характерными несколько приземистые формы со скульптурной обработкой несущих деталей.
Основными видами художественной отделки мебели были резьба и точеные детали. В конце первой четверти XVIII в. на мебельных изделиях появились вставки из наборного дерева. Иногда мебель украшали росписью масляными красками (столик в Эрмитаже, погребец в Оружейной палате), которая в дальнейшем получает широкое развитие.
Для изготовления мебели в основном применяли дуб. Поверхность изделий тонировали в темный цвет и отделывали под воск. Во дворцах применяли мебель из ореха и красного дерева, при отделке мебели покраской – березу. Обивали мебель гладкой и тисненой кожей, цветным бархатом и сукном. Обивку обычно крепили гвоздями с расположенными близко друг к другу шляпками. Одной из особенностей мебели петровской эпохи было то, что она подбиралась для оборудования того или иного помещения из отдельных предметов, близких по формам, древесине и отделке. Стулья и кресла разнообразной формы, однако, как правило, имели спинку значительной высоты, глухую или со сквозной доской. Обвязь сиденья широкая, ножки точеные или изогнутой формы, называемые кабриолями, в верхней части у царги ножка сильно расширялась, внизу образовывала птичью лапу, держащую шар. Бывали ножки прямые, гладкие четырехгранного сечения. Подлокотники имели изогнутую форму. Изготовляли банкетки с мягким сиденьем.
Наиболее характерный пример петровской мебели – Адмиралтейское кресло Петра I, находящееся в Летнем дворце. Столы различны по величине и назначению. Крышки прямоугольные или квадратные, подстолье массивное с резными украшениями, часто с выдвижным ящиком. Точеной формы ножки скреплялись широкой проножкой. Для увеличения площадки стола крышку иногда делали раздвижной.
Наиболее популярны были шкафы для платья двустворчатые прямолинейной формы с массивным карнизом; большие данцигские с картушем, врезанным в карниз, с шарообразными ножками, пилястрами и филенчатыми створками со сплошным резным крупным рельефом; шкафы-поставцы небольшого размера с глухим, несколько выступающим вперед низом и верхней застекленной частью. Зеркала обрамляли профилированной или резной рамой, верхнюю часть рамы обычно украшал сложный орнамент. Отдельные формы мебели начала XVIII в. (например, стулья с высокими спинками, рамы зеркал) существовали продолжительное время.
Для архитектуры середины XVIII в. характерно развитие крупных дворцовых городских и загородных комплексов как светских, так и церковных. На смену небольшим со скромным убранством интерьерам петровской эпохи приходят анфилады огромных, богато украшенных залов, широких парадных лестниц. Создаются пышные императорские резиденции в Петербурге, Петергофе, Царском Селе. Шире применяют классические ордера, излюбленным мотивом становится фигурный фронтон, сооружения как снаружи, так и внутри насыщаются обильным скульптурным декором.
Для интерьеров этого периода характерно комплексное решение всех составляющих элементов: декора стен, монументальной живописи потолка, разнообразных предметов обихода. Дверные и оконные проемы становятся больше, застекленные двери ведут в парк или сад, создавая непосредственную связь интерьера с природой. Для максимального, хотя бы иллюзорного, увеличения внутреннего пространства широко применяют зеркала, помещая их друг против друга.
Значительную роль в интерьере продолжает играть резьба по дереву, но для резных композиций характерно асимметричное построение, криволинейные формы орнамента, динамизм. Чтобы увеличить богатство орнаментации и придать архитектуре интерьера особую праздничность, резьбу покрывают позолотой. Основными элементами резного декора были картуши, волюты, аллегорические женские фигуры, сидящие амуры, раковины, переплетающиеся с цветочными гирляндами, завитки и пламевидные мотивы. Резной декор сплошь заполнял стены, обрамлял окна, двери и зеркала. Над дверным проемом обычно размещали наддверные панно.
Отделка пола, выполненного наборным паркетом, напротив отличается строгостью рисунка и создает своеобразный художественный контраст с пышным и красочным решением стен и потолка. Резное убранство дворцовых и церковных интерьеров вместе с архитекторами создавали многочисленные русские и иностранные мастера. Наиболее характерными для данного периода являются интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе В. В. Растрелли (1700-1776). Основная анфилада дворца включала в себя парадную лестницу, огромный парадный зал, пять парадных помещений. Парадную лестницу Растрелли отнес на край здания, что, во-первых, способствовало обзору дворца почти на всем протяжении его фасада, а во-вторых, и главное, была создана непрерывная золотая анфилада. Архитектурный эффект нарастал постепенно от лестницы к Большому и затем от него к Картинному залу. Протяженность Большого зала свыше 80 м, он освещен одиннадцатью светлыми дверями с каждой стороны и столькими же верхними мезонинными окнами. Стены с окнами имеют пилястры, между которыми помещены зеркала в причудливых рамах. Над дверями проходит карниз, расчленяющий зал на два яруса. Верхний ярус также включал в себя зеркала и окна в пышном обрамлении, напоминающем золотое кружево.
В 60-70-е годы XVIII в. архитекторы постепенно отходят от нарядной пышности декоративного оформления зданий. Китайский дворец в Ораниенбауме (1762- 1768) и Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785) архитектора А. Ринальди свидетельствуют о новом классическом направлении развития русской архитектуры. Китайский дворец решен как интимный парковый павильон и является примером увлечения экзотикой в русской архитектуре и декоративном искусстве. Свое название дворец получил в XIX в., так как три комнаты отделаны в китайском стиле, а среди коллекций имеются ряд китайских и японских изделий. Китайский дворец включает в себя как небольшие, так и парадные залы, в числе которых зал муз. Большой зал и Большой китайский кабинет. Все семнадцать комнат китайского дворца украшены лепкой и живописью. В их отделке широко применены резьба по дереву, мозаика, позолота, искусственный мрамор, стеклярус. Стены и потолки окрашены в различные мягкие, хорошо сочетающиеся тона.
Замечательный паркет Китайского дворца отличается многообразием и сложностью узоров, цветовым богатством и тонкостью набора. В рисунках полов преобладают стилизованные растительные формы в сочетании с геометрическими. Выполняли их из разнообразных пород древесины (красного дерева, персидского ореха, самшита, палисандра, амаранта, черного эбена, бука, клена, березы, граба, дуба, розового дерева), используя цвета – от светло-желтого и розового до темно-коричневого и черного. В отдельных комнатах насчитывают до пятнадцати пород. Деревянные пластинки толщиной от 4 до 8 мм, вырезанные по форме рисунка, крепили рыбьим клеем на составляющих основу щитах. Более мелкий узор врезали в крупные пластинки, а более тонкий линейный орнамент выполняли на поверхности пластин прорезанием или выжиганием. Ринальди создал также проекты некоторых предметов дворцовой мебели.
Интерьеры наиболее значительных архитектурных сооружений середины XVIII в. были полностью или частично обставлены мебелью, изготовленной русскими мастерами. Однако широко используют и западноевропейскую мебель (английскую, главным образом французскую) знаменитых мебельщиков того времени. Изменения архитектурного облика дворцового интерьера сказались и на формах русской мебели; она становится уютнее и удобнее, менее тяжеловесной, приобретает мягкие и криволинейные очертания. Крупные и выразительные мотивы украшений мебели начала XVIII в. сменяются более мелкими, сложно переплетающимися узорами с тонкой моделировкой отдельных частей. Мебель по характеру становится близкой стилю рококо.
Основным видом художественной отделки мебели продолжает оставаться резьба, выполняемая как в рельефной, так и в ажурной технике. Часто мебельное изделие почти сплошь покрывали резьбой, а конструктивные узлы тщательно маскировали декором. Мотивы резного декора-стилизованные цветы, ветки с листьями, плоды, ягоды, раковины, птицы и др.
Большое место в украшении мебели стали занимать наборные работы из дерева и инкрустации, выполняемые сначала в виде отдельных вставок. Кроме мозаики, мебель украшали живописью по цветным лакам, металлом. Мебель покрывали бесцветным лаком, а также золотили по бесцветному или цветному левкасу и окрашивали масляной или темперной краской в нежные тона (белый, цвет слоновой кости, розовый и серо-голубой).
Мягкую мебель обивали шелковыми узорными тканями – парчой, атласом, специально изготовленными на русской шпалерной фабрике, со штучными рисунками цветочного характера, бархатом и цветными кожами. Мебель для сидения не отличалась разнообразием. Спинки стула и кресла имели часто грушевидную форму. Верхнюю часть обвязи спинки украшали резьбой. У диванов спинки были цельные глухие или состоящие из трех или четырех спинок стульев одинаковой формы, соединенных между собой. Упругие, сильно прогнутые ножки, расширяясь в верхней части, плавно соединяются с обвязью и составляют с ней единое целое, нижняя часть ножек снабжена завитком, поставленным на каблучок. Банкетки изготовляли одно- и двухместные, сиденье обычно было мягкое.
Столы отличались большим разнообразием видов и решений: туалетные, письменные столы-бюро, декоративные столы-консоли. Крышка, подстолье и ножки столов имели криволинейные очертания. Богатое резное убранство покрывало царгу и несущие части консоли. Крышку стола-консоли делали с мозаичным украшением или отделывали живописью, иногда дерево заменяли цветным мрамором с красивой текстурой. На крышке ставили часы, вазу, светильник или декоративную скульптуру.
Стол-бюро имел ряд полочек, выдвижных ящичков, а иногда выдвижную доску для письма. Верхняя часть стола закрывалась створками или полукруглой цилиндрической крышкой.
Кровати делали с высокими фигурной формы царгами. Края досок обрабатывали раскладкой сложного профиля. Невысокие ножки кроватей (массивнее, чем у других видов мебели) сильно изогнутой формы сплошь орнаментировали резьбой.
Комоды устанавливали на довольно высокие ножки, крышка была фигурной формы, боковые стороны-выпуклые, лицевую сторону комода часто украшали набором или живописью по цветным лакам.
В обиход дворцовой мебели входит каминный экран – сложная по форме резная рама на ножках с натянутой на нее узорчатой тканью и вышивкой.
Русские мебельные изделия несмотря на большое сходство с европейскими имеют и существенные отличия: более свободной формы, мягче по очертаниям, резьба крупнее; традиционная полихромность и сочетание позолоты с покраской. Эти особенности тесно связаны с общим изменением характера архитектуры, которая в середине XVIII в. становится более пышной и торжественной. Появляется анфиладное построение внутреннего пространства и стремление к его раскрытию как действительному, так и иллюзорному. В решении интерьера характерно единство всех элементов. Главенствуют свободные, асимметричные приемы композиций как в интерьере, так и в мебели.
- Вторая половина XVIII века.
Вторая половина XVIII в. в России-период расцвета русской архитектуры классицизма. Классицистическое направление находит яркое и глубокое воплощение в творчестве таких великих зодчих, как В. И, Баженов (1737-1799), И. Е. Старев (1745-1808), М. Ф. Казаков (1738-1813), А. Н. Воронихин (1759-1814). В этот период работает Ч. Камерон (р. ок. 1730-1812) и Д. Кваренги (1744-1817).
Среди выдающихся архитектурных работ этого времени проект и модель Большого Кремлевского дворца, дом Пашкова В; И. Баженова в Москве; Таврический дворец И. Е. Старова в Петербурге; здания Сената, Московского университета, Голицынской больницы и др.
Жилые и общественные здания получают новые композиционные решения. Отдается предпочтение компактным планам-прямоугольным и квадратным вместо протяженных, линейных построений типа анфилад предшествующего периода. Наиболее распространенный тип здания-объем с центральным залом и обходящими его по периметру помещениями. Часто к этому объему присоединяются симметрично расположенные галереи, соединяющие его с боковыми флигелями. В жилых зданиях парадные помещения сосредотачивались во втором этаже, жилые комнаты – в первом и, если он имелся, в третьем. Комнаты располагались в два ряда, параллельно главному и заднему фасаду. Залы и комнаты в большинстве случаев прямоугольной формы.
Характерными чертами нового направления были спокойная уравновешенность, благородная простота, обращение к ордерной системе и к формам античности. Главным художественным принципом архитекторов было стремление к единству целесообразности и красоты. Большие изменения претерпело и декоративное искусство. Древесина по-прежнему занимает одно из основных мест в выполнении декора.
Во вновь открывшейся Академии художеств (1757) в Петербурге вводят преподавание орнаментального искусства, в том числе изучение архитектурного декора. В Москве особую роль в подготовке столяров, токарей и резчиков по дереву сыграли “Экспедиция отстроения Большого Кремлевского дворца” и организация Модельного дома под руководством В. И. Баженова. Расширяется сеть ремесленных мастерских и кустарных предприятий, создаются деревообрабатывающие фабрики. Большую известность получает резчицкая мастерская Павла Споля.
Широко применяют древесину в интерьерах московских дворцов и усадеб. Даже сами здания, сохраняя форму каменных сооружений, часто возводят из древесины, а их интерьеры богато украшают деревянным декором.
Одним из замечательных примеров паименения древесины в интерьере является отделка интерьеров дома Демидова, построенного по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Порталы стен, двери, наличники окон, капители колонн, рамы зеркал и мебель орнаментированы изумительной золоченой резьбой, давшей интерьерам название “Золотые комнаты”. Различная по оттенкам позолота резных украшений создает тонкую игру цвета, делая резной декор благородным и торжественным. Наборный паркет комнат, выполненный из разных пород дерева, дополняет общее убранство интерьеров.
Дворец Н. П. Шереметьева в Останкино, построенный в 1798 г. крепостными архитекторами П. И. Аргуновым, А. Ф. Мироновым и Г, Е. Дикушиным, полностью выполнен из дерева. К замечательным примерам применения древесины в интерьере относятся итальянский павильон дворца: резьба украшает фриз и карниз потолка, колонны, пилястры, стены, порталы и двери. Широко применены в общем убранстве дворца точеные балясины, варьирующие общую вазообразную форму. В ряде по мещений применены резные панно. Золоченые резные рамы обрамляют обивку стен, картины, зеркала.
Интерьер Останкинского дворца дополняют такие изделия, как деревянные курильницы, изготовленные в мастерской Павла Споля, разнообразные по форме консольные столики с малахитовыми крышками на точеных с резными украшениями ножках; необычны стулья с резной лирообразной формой спинки, выполненные Ф. Пряхиным.
В Петербурге древесину используют более ограниченно, исключение составляет лишь убранство Арабесковой гостиной Царскосельского дворца, выполненное Ч. Камероном. Высокими художественными качествами отличаются паркеты дворца, особенностью которых была органичная связь со всем остальным решением интерьера. Рисунок паркета Голубой гостиной Царскосельского дворца точно повторяет рисунок плафона. В паркетах Ч. Камерон использует античные, геометрические и стилизованные растительные мотивы.
Декор, применяемый в период классицизма, подчеркивал архитектурные формы сооружения, располагаясь на карнизах, фризах, капителях колонн и пилястр, вносил четкость членений в отдельные части интерьера. В орнаментике обращаются к классическим античным формам, широко применяют ионики, сухарики, розетки, медальоны, стилизованные листья аканта, а также изображения военных атрибутов, грифонов, дикторских связок, ваз и курильниц. Большое место в орнаменте занимают растительные мотивы, цветы, букеты, гирлянды и венки. Получают распространение композиции типа арабесок.
Во второй половине XVIII в., особенно в последней его четверти, мебельное искусство в России достигает своего расцвета. Расширяется мебельное производство; в Москве работает мастерская Л. Споля, в Петербурге крупные мебельные предприятия П. Гамбса, И. Шарлеманя и А. Тура. Много мебели ввозят из-за границы, в основном из Франции.
По общему решению и орнаментике мебель созвучна общему классическому направлению архитектуры. В соответствии с определившимся специальным назначением помещений (залы, гостиные, столовые, кабинеты, спальни и передние) изготовляют определенные гарнитуры мебели, предметы в которых связаны ,друг с другом формой, материалом и отделкой. Мебель, создаваемая в этот период, начинает четко подразделяться на мебель дворцов, парадную и обычную бытовую. Дворцовую и парадную обычно проектировали архитекторы или видные мастера. Активная роль архитектора в создании мебели – одна из характерных черт развития русской мебели.
По проекту Д. Кваренги было исполнено резное кресло для тронного места в Георгиевском зале Зимнего Дворца (1795), позднее для Мальтийской капеллы кресло гроссмейстера Мальтийского ордена (1800). В формах кресел использованы мотивы итальянского Возрождения и позднерим-ской классики. Кресла отличаются торжественностью, парадностью и некоторой тяжеловесностью. Совершенно иной характер кресел и стульев для Китайского зала Царскосельского дворца, выполненных по проекту Ч. Камерона в мастерской И. Шарле-маня в 1782 г.: красивые формы, изящные пропорции, изысканная отделка, гармония в цветовом решении – синий цвет каркаса, золотисто-коричневый китайский шелк обивки.
Расширяется набор мебельных изделий для сидений. Появляются новые типы столов: ломберный, для игры в карты, дамский рабочий столик-бобик (криволинейная крышка напоминает по форме боб), письменные столы-бюро (секретеры) со сложной секретной системой выдвигания и запора, потайными ящиками, иногда с музыкальными приспособлениями; туалетные столы с зеркалом на высоких ножках.
Изготовляли мебель из местных (орех, дуб, береза, тополь, сосна, ясень, липа, а также березовый и ореховый кап в виде массива или пиленой фанеры) и привозных пород (красное дерево, амарант, палисандр, сатиновое и тюльпановсе дерево).
Мебель конца XVIII в. отличается простотой форм и ясной выразительностью конструкции, правильностью пропорций, симметричностью и уравновешенностью членений. Места столярных вязок не маскируются накладными украшениями, а выявляются со всей конструктивной ясностью. Ножки стульев, кресел, диванов, столов становятся вертикальными.
Композиция резного декора симметрична с ритмически повторяющимся мотивом орнамента. Рельеф стал невысоким с мягко заоваленными к фону краями. Размещали резьбу на царгах, спинках и подлокотниках мебели для сидения. В местах соединений столярных деталей резьба была обычно накладной, на подстольях столов, спинках диванов и кресел, в верхней части зеркал и каминных экранов-ажурной, в торшерах, курильницах-горельефной.
Мебель отделывают полихромной окраской, красят по левкасу масляной краской (в белый, светло-розовый, светло-голубой, светло-зеленый цвета), отдельные места отделывают позолотой, применяют роспись темперной и масляной красками. Обивают мебель атласом, бархатом, штофом, гобеленом и льняными тканями.
В конце XVIII в. появляется мебель, украшенная мозаичными наборами из дерева. В Государственном Историческом музее в Москве хранятся хорошо известные столики М. Я. Веретенникова, выполненные им в 1797 г. из сосны и облицованные различными породами древесины. На крышке одного столика изображена улица Константинополя, на крышке второго-колоннада в саду. Однако более типичен набор, состоящий из различных геометрических форм, цветов, птиц, эмблем, ваз.
Часто мебель, особенно дворцовую, украшали чеканными накладками из металла, узкими металлическими полосами. Русская мебель конца XVIII в. достигла высокого художественного уровня. Оригинальность ее проявлялась в таких чертах, как простота и некоторая массивность, использование нового эффектного материала-карельской березы, отличающейся красотой тона и текстуры, в развитии самостоятельных декоративных решений, идущих от народного орнамента (ажурная резьба в виде розеток, ромбов и т.д.), своеобразии цветовых решений.
Начало XIX в. ознаменовалось большим подъемом в развитии архитектуры, градостроительства и прикладного искусства в связи с победоносным окончанием Отечественной войны 1812 г.
Деятельность таких зодчих, как М. Ф, Казаков, Д. Кваренги, А, Д. Захаров (1761-1811), А. Н. Воронихин, тесно связанная с классицизмом, приходится на первое десятилетие века. Их сменяет плеяда замечательных мастеров: К. И. Росси (1775-1849), В. П. Стасов (1769-1848), О.И.Бове (1784-1834), Д. Жилярди (1788- 1845), А. Г. Григорьев (1782-1868), принесших в русское искусство новые идеи.
Первая треть XIX в. включает два этапа; первый – до Отечественной войны 1812 г., второй – с момента окончания этой войны до середины 30-х годов.
Тонким мастером интерьера начала XIX в. был архитектор А. Воронихин, автор величественного Казанского собора и Горного института в Петербурге, Он активно работал и как мастер прикладного искусства, создав большое количество рисунков для мебели и предметов убранства.
После пожара дворца в Павловске в 1803 г. Воронихин заново создал ряд интерьеров, в том числе кабинет “фонарик”. Небольшое помещение фонарика разделено аркой на две части – основную прямоугольную и более светлую, завершенную остекленным эркером. Архитектурный эффект строится на противопоставлении затененной и освещенной частей комнаты. Разделительную арку поддерживают кариатиды работы скульптора В. И. Демут-Малиновского (1779-1846). По рисункам Воронихина для фонарика были изготовлены мебель и вазы. Для Греческого зала архитектор выполнил эскизы диванов и кресел, обитых шпалерами.
Архитектор В. Стасов в 1823-1826 гг. создал в Екатерининском дворце цепь из девяти комнат, для которых по его эскизам мастер А. Тур создал мебель: стулья, диваны, столы. К. И. Росси, создавая Михайловский дворец (Русский музей в Ленинграде), разработал и выполнил все внутреннее убранство здания. Особенный интерес представляет вестибюль с широко расходящимися маршами лестниц.
Белоколонный зал второго этажа развернут по своей продольной оси вдоль садового фасада. Он делится на три части коринфскими колоннами, обработанными, так же как и стены, под белый мрамор. Белоколонный зал – единственный интерьер Петербурга позднего классицизма, который почти полностью сохранился до наших дней. К. И. Росси выполнил рисунки мебели для дворца. Архитектурная отделка, меблировка и прочие предметы обстановки представляли собой органичное целое. Общая тональность мебели (белое с золотом) связана с колоритом живописи потолка и стен. Деревянные ее части с сочной резьбой вызолочены, обивка-из голубого штофа.
Разрабатывая интерьер Александрийского театра, Росси предложил два варианта: первый – тонкая металлическая решетка барьеров лож с рельефными декоративными деталями из битой меди различных оттенков, второй – деревянный белый парапет и деревянная резная орнаментация, покрытая позолотой. Не в полном объеме (только центральная ложа) был осуществлен второй вариант. Голубовато-зеленоватая, легкая по цве ту общая тональность драпировок, дополненная золотыми звездами, обильная позолота резных деталей на общем белом фоне парапета, роспись плафона в светлых тонах-все это сообщало зрительному залу особую парадность, декоративность и изысканность. В конце 1840-х годов голубая обивка была заменена на красную.
После войны 1812 г. центр строительства переместился в Москву. Архитекторы О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьев возвели на новую ступень культуру внутреннего убранства зданий. Московский жилой интерьер этой поры, имея ряд общих стилистических черт с петербургским, отличался от него меньшей официальностью, уютом, чрезвычайной пластичностью в проработке стенных плоскостей и ордерных элементов.
При восстановлении здания Московского университета (арх. М. Ф. Казаков) Д. Жилярди создает уникальный Актовый зал в центре здания. Огромный купол зала расчленен средствами живописи на шестигранные и треугольные кессоны, покрыт гризайльной росписью с орнаментом и фигурами (гризайль-франц. grisaille от gris-серый, вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета). Колорит отделки строится на необычном для интерьеров сочетании цветов – охристо-желтоватого и белого.
Своеобразны интерьеры московских жилых домов-особняков. Характерны интерьеры в особняках А. Григорьева – дом Станицкой (ныне музей Л. Н. Толстого) и дом Хрущевых (теперь музей А. С. Пушкина). С большим мастерством решено пространственное построение анфилад помещений с характерным применением архитектурных элементов в качестве декораций. Введены подшивные декоративные своды разных очертаний (полуциркульный и парусный). В оформлении интерьеров широко применена роспись.
Подмосковная усадьба Архангельское (1810-1830, арх. И. Д. Жуков, О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин)-один из наиболее привлекательных ансамблей, в котором гармонично сочетаются архитектура, скульптура, живопись и прикладное искусство. Своеобразие Архангельского-в слиянии классицизма конца XVIII и первой трети XIX в., образующих единое целое.
Замечательны интерьеры дворца и собрание мебели. Вход в залы первого парадного этажа открывает вести бюль, стены которого расчленены пилястрами коринфского ордера. В глубоких нишах, подчеркивающих массивность стен, расположены камины, служащие постаментами для скульптурных групп.
Наиболее роскошно архитектурно оформлен центральный овальный зал для приемов, балов и концертов. Карниз поддерживают восемь парных колонн коринфского ордера из желтого искусственного мрамора. Над колоннами устроены хоры, где размещался крепостной оркестр. Благодаря росписи кессонов, выполненных желтым цветом, усиливается впечатление сферичности купола. Зал обставлен мебелью из карельской березы, выполненной крепостными мастерами в Архангельском. Обивка кресел, экраны каминов, оконные занавеси выполнены из ткани, вытканной на купавинской фабрике Юсупова. Огромная трехъярусная люстра под золоченую бронзу сделана из папье-маше и левкаса на проволочном каркасе.
В императорском зале, где была размещена портретная галерея царей, цариц и великих князей, установлена белая с позолотой мебель в строгих формах классицизма конца XVIII в. работы русских мастеров.
Во дворце устроена типичная для XVIII в. парадная спальня. Четыре коринфских колонны из белого искусственного мрамора отделяют, часть комнаты, образуя альков, где помещается резная деревянная кровать под сенью балдахина из голубого лионского шелка, расшитого серебром.
Музыкальный салон обставлен мебелью из карельской березы работы крепостных мастеров, плавные изогнутые линии которой соответствуют характеру росписи стен. Мастерски выполнены аппликации и вышивки на обивке кресел, дивана и диванных подушках. Дополняют убранство салона рояль венской работы начала XIX в. и дамский письменный столик французской работы стиля Жакоб.
Для русской корпусной мебели позднего классицизма характерно чисто архитектурное построение предмета. Объем членится пилястрами или трехчетвертными колонками, увенчивается карнизом. В отличие от французских образцов объемы иногда со срезанными углами большей частью ставятся на ножки. Орнамент располагают в основном в виде пальметок на углах, что подчеркивает монументальность форм, усиливая впечатление от больших спокойных поверхностей дверей и боковин шкафов. Орнаментальные композиции составляют из лавровых и акантовых венков, веток, лир. Античные мотивы становятся более геометричны-ми, все меньше напоминают естественный растительный прообраз. Орнамент корпусных изделий накладывается на плоскость предмета, контрастируя с ним. Накладки чаще всего делают из тонированного или золоченого дерева, папье-маше и керамики. Бронзу применяют редко, обычно в петербургских дворцовых ансамблях.
Книжные шкафы невысокие, остекленные дверцы с решетчатыми переплетами. К 30-м годам шкафы всех типов становятся массивнее, увеличивается количество резьбы, она становится объемной.
Спинки стульев и кресел отличаются большим разнообразием форм и декоративных решений. По традиции, шедшей еще с конца XVIII в., спинки стульев и кресел делали в большинстве случаев сквозными. Появляются спинки округлых очертаний, поддерживаемые боковыми стойками, переходящими в задние ножки. Затем распространяются сплошные спинки корытообразной формы, органично переходящие в опоры для локтей, иногда завершаемые резанной из дерева скульптурой. Разнообразны по форме подлокотники кресел: например, простые горизонтальные, опирающиеся на скульптурные передние олоры-крылатые фантастические существа на одной звериной лапе; волюты на пирамидальных четырехгранных ножках, волюты, которые опираются на небольшие квадратные в сечении брусочки, стоящие непосредственно на обивке сиденья и т.д.
Мягкую мебель обивали кожей (сафьяном), нередко ярко-красным ситцем с золотыми звездами или полосатым, иногда с разбросанными по полю букетами цветов. В 20-е годы модна вышивка шерстью естественных тонов. Шелковые ткани-однотонные с фактурными цветами или вышитые бисером. Излюбленные цвета обивки-коричневый, красный, песочный (рыжий), зеленый. Такие ткани применяют вплоть до 40-х годов XIX в.
Столы круглой или удлиненной формы с высокой царгой. Центральная опора массивна и порой орнаментирована. К опоре примыкали консоли в виде вырезанных из дерева скульптур фантастических птиц. Нередко в царгу врезают выдвижные ящики. Распространены консольные столики с опорами, соединенными арками. Дальнейшее применение получают столы-бюро.
В мебели преобладали полированное красное дерево, карельская береза, орех. Мастера-мебельщики любили и умели выявлять естественный рисунок, текстуру дерева. Применяли и окраску деревянных частей в белый цвет в сочетании с золочеными резными деталями. Иногда мебель полностью покрывали позолотой. Широко использовали предметы из бронзы- настольные часы, письменные приборы. В тканях преобладали геометрические и античные мотивы.
В русской архитектуре второй трети XIX в. отражается сложное переплетение различных направлений. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве начинается спад.
Рядом с классицистическими решениями появляются эклектические, в которых утрачивается стилистическое единство: в одном и том же сооружении (например, в Большом Кремлевском дворце в Москве, Мариинском, Ново-Михайловском дворцах в Петербурге) помещения оформляются в различных стилях: готическом, мавританском, помпейском. Вместе с тем техническое выполнение краснодеревных работ отличалось высоким мастерством. Так, в Большом Кремлевском дворце в Москве (1838-1849, К. А. Тон), Мариинском дворце в Петербурге (1839-1845, А. И. Штакеншнейдер) есть уникальные произведения резьбы по дереву.
В Кремлевском дворце двери выполнены из массива ореха, кавказской чинары, палисандра и украшены сложным резным орнаментом в сочетании с инкрустацией. Части их составлены без применения клея так, что они незаметны. Паркеты из большого числа (от 20 до 60) разнообразных пород древесины отличаются необычайно тонким сочетанием цветовых оттенков. В мебели многих помещений сильно подражание стилю рококо. Мягкие стулья, кресла, диваны снабжены позолоченными резными деталями, обиты узорными шелковыми и парчовыми тканями.
В залах Мариинского и Зимнего дворцов (по проекту А. П. Брюллова и В. П. Стасова) мебель выполнена в стиле классицизма, однако более утяжеленная и перегруженная. Первым по времени появления ретроспективным стилем XIX в. была псевдоготика, т. е. использование готических мотивов декора. Один из характерных примеров этого направления-интерьеры коттеджа архитектора А. Менеласа для Николая I в петергофской Александрии (1827-1829). Принципиальным новшеством является появление специальной столовой. Раньше в XVIII-начале XIX в. обедали либо в кабинете, либо – при больших приемах – в парадных залах. Особый интерес представляет решение интерьера спальни. Стены, обивка мебели и портьеры выполнены из ситца, что говорит о возрастающей роли этого материала в интерьере. Двуспальная кровать придвинута изголовьем к стене и отделена от остального помещения ширмами. В ногах расположена обтянутая материей корзина для хранения подушек.
Жилые интерьеры того времени отличаются сдержанностью и умеренностью убранства и близки европейскому стилю бидермейера, отличаясь от него лишь большей теплотой и полихромностью. Мебельные изделия становятся проще и интимнее, уменьшается их величина, облегчается форма. Резьбу выполняют в том же материале, что и сам предмет. В отделке преобладает лакировка. Из облицовочных материалов предпочитают палисандр, темный орех, черное дерево и его имитацию. Некоторые изделия инкрустируют металлом и черепахой. Для обивки продолжают применять пестрый шелк с фактурным орнаментом, полосатый ситец с букетами, шерсть с вышивкой, бархат, плюш, кожу. Часто в мебельные изделия включают элементы из цветного стекла, для отделки применяют изобретенные анилиновые красители.
Основная черта интерьера этого периода – гладкие стены, покрытые клеевой краской, немногочисленные картины, портреты, акварели в окантовке или в рамках из красного дерева или карельской березы с темными квадратами на углах. В жилых помещениях стали рас ставлять мебель иначе, чем в начале XIX в. Все пространство заполняли одинаково, не выделяя центральную часть гарнитуром или подобранными двумя-тремя предметами. Интерьер членили на уютные уголки.
С середины XIX в. в России входит в быт венская мебель, основным конструктивным элементом которой служит гнутый тонкого сечения стержень из бука и фанерные детали или сетка из трав, плетенная машинным способом. Стремление к уюту и разнообразию приводило зачастую к перенасыщению помещений мягкой мебелью, различными столиками, шкафами, этажерками, комодами. Двери и окна декорировали тяжелыми портьерами и драпировками, на стенах размещали многочисленные картины-пейзажи, портреты, фотографии, репродукции художественных произведении в различных рамах. Широко используют скатерти. В интерьерах все большую роль начинает играть зелень, которая либо образует трельяжи-зеленые изгороди, либо ей придают форму кустов. В интерьере появляется большое число специальных подставок под цветы (жардиньерки).
С середины XIX в. развивается художественная мануфактурная промышленность. Быстро растет число фирм, изготовляющих предметы интерьера. Возникают новые фабрики и мастерские. Открываются специализированные магазины, которые стали заменять продажу изделий непосредственно в мастерских. Причем в магазинах продавали не только готовые, но и белые изделия, т. е. без отделки, а также отдельные детали. Покупатель мог заказать отделку изделия по своему вкусу, например, подобрать к каркасу стула спинку, вызвать обойщика на дом и т. д.
С 1829 г. систематически проводились (один раз в два-три года) Всероссийские выставки художественной мануфактурной промышленности в Петербурге, Москве, на которых экспонировали изделия русских фирм. С середины XIX в. начинает развиваться наука о мебели. Проводятся первые исследования зависимости размеров мебели от ее функций. На их основе была найдена кривая спинка мебели для сидения, определены основные габариты изделий. Выходит много книг, специально посвященных обработке дерева и мебельному искусству, в которых подробно и на достаточно высоком уровне описываются технологические приемы обработки древесины и сообщаются сведения о материалах.
Однако эклектизм в архитектуре и мебели, возникший в 30-50-е годы XIX в., продолжает развиваться и достигает наивысшего развития в 60-80-е годы.
- Конец XIX-начало XX века.
В конце XIX в. изменяется стилистика мебели. В 70-80-е годы широкое распространение получает мебель П. Гамбса – владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга, показанная им впервые на Выставке промышленных изделий Российской империи (1849). Мебельные изделия фирмы Гамбса по характеру близки формам рококо. Стулья, кресла и диваны обрамляли по контуру деревянным ободком сложного профиля. Мебель отличалась комфортабельностью. Спинки мягких стульев, кресел, диванов часто делали стегаными.
В отделке мебели большое распространение получили золоченая бронза, фарфор в виде врезанных медальонов, накладок, инкрустаций с цветочным орнаментом и пасторальными сценами, инкрустация различными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами. Введение в производство мебели химических масс, близких по цвету и рисунку черепаховым пластинкам, позволило создавать мебельные изделия под стиль Буля.
В 70-80-е годы широкое распространение также находит “кутаная” мебель, отделываемая оборками, драпировками, декоративными сетками сложного переплетения с кистями и бомбошками, широкой многоярусной бахромой, спускавшейся до самого пола, шнурами, кистями. Необходимым дополнением к обивке мягкой мебели являгэсь декоративно-обивочная тесьма сложного узорного переплетения, часто соединенная со жгутом различной толщины.
Гарнитуры кабинетов и столовых выполняли либо в стиле мебели эпохи Возрождения, либо барокко. Иногда стилизованную мебель дополняли подлинными фрагментами резьбы, обивали сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI- XVII вв. испанской, итальянской и французской работы.
В конце XIX в. появляются также мебельные изделия в псевдорусском стиле, формы которых противоречили как функциональному назначению предмета, так и подлинным традициям старинной и народной мебели. Характерным примером такой мебели является кресло с дугой-спинкой и подлокотниками в виде топоров.
Конец XIX-начало XX в. в России характеризуется становлением капиталистической системы хозяйства, развитием промышленности, ростом городов, появлением новых социальных идей и движений. Во второй половине XIX в. интенсивное капиталистическое развитие страны вызвало появление новых видов архитектурных сооружений, не имеющих аналогов в прошлом: вокзалов, крытых рынков, универсальных магазинов, конторских зданий. Наиболее характерным видом городского здания этого времени являлся многоквартирный доходный дом. В. И. Ленин писал: “Рост торговли, фабрик, городов, железных дорог предъявляет спрос на совершенно иные постройки, непохожие ни по своей архитектуре, ни по своей величине на старинные здания патриархальной эпохи”.
В конце XIX в. начали использовать железобетон, Классическая ордерная система, выражающая тектонику каменных стоечно-балочных и стеновых конструкций, оказалась несовместимой с новыми конструктивными решениями, подчинявшимися иным тектоническим принципам и пропорциональным закономерностям.
В последнее десятилетие века начинает все активнее проявляться стиль модерн как в архитектуре, так и в решении интерьеров и мебели. В России это направление характеризуется рядом индивидуальных признаков. Отличительной чертой модерна, как известно, было противопоставление его эклектизму. В русской архитектуре стиль модерн в чистом виде встречается сравнительно редко, как правило, в него вносят элементы различных стилей. Для архитектуры стиля модерн характерно обращение к новым строительным и облицовочным материалам, применение металла, керамики, облицовочного кирпича, больших поверхностей стекла. Мастера модерна стремились к более полному соответствию композиции сооружения его функции, учету санитарно-гигиени-ческих требований, предъявляемых к архитектуре.
Большой вклад в развитие архитектуры модерна внес Ф, О. Шехтель (1859-1926). Ему принадлежат такие со оружения, как особняки Морозовой, Рябушинского, Дерожинской, здание Ярославского вокзала и здание Художественного театра в Москве.
Интерьеры особняка 3. Г. Морозовой, построенного в 1893 г., выдержаны в одном стиле с фасадами и подчинены мотивам английской готики. Единое направление решения всего здания было весьма прогрессивным для того периода развития архитектуры, когда царила эклектика и когда не только в одном здании, а часто и в одном помещении встречались совершенно разнородные стили. В интерьеры особняка Шехтель широко вводит резьбу по дереву: резные рамы, обрамляющие окна, дверные проемы и зеркало в вестибюле, стрельчатые арки, отделяющие вестибюль от аванзала, высокие спинки диванов и кресел отличаются легкой ажурностью своих форм и создают ощущение простора. Красота интерьеров особняка – в гармонии целого и бесчисленных деталей, составляющих удивительный по своему многообразию ансамбль.
Одним из характерных произведений стиля модерн является особняк Рябушинского (1900), ныне Музей A. Aft. Горького в Москве. Особняк отличает новизна планировочных и композиционных приемов, новый характер декоративного решения: компактный, близкий к квадрату план, центральная лестница, вокруг которой организуются жилые и подсобные помещения, решена так. что по мере движения по ней происходит постоянная смена точек зрения на интерьеры. Применен широкий набор отделочных материалов и художественных средств-от естественного камня и бронзы до майолики и цветных витражей. В сфере повышенного внимания архитектора были мебель и осветительная арматура. Каждая деталь спроектирована удобно, заботливо и тщательно.
Одно из лучших произведений Ф. О. Шехтеля – здание Художественного театра (1902). В интерьерах, чуждых всякой парадности, архитектору удалось создать атмосферу, настраивающую на восприятие искусства, созвучную принципам театра. Основное звено в композиции интерьера-зрительный зал. отличающийся плавными очертаниями округлой торцовой стены и арочного портала сцены. В зале отсутствуют ложи, сиденья ярусов расположены амфитеатром.
Для мебели модерн характерна обтекаемость контура предмета, нарочито асимметричные формы, новые материалы (бук, ясень, серый клен). В таких изделиях, как шкафы, буфеты, серванты, часто применяли открытые полки и ниши различной величины. Основные декоративные средства-резьба сглаженного рельефа с мотивами стилизованных трав, цветов с удлиненными изогнутыми стеблями и листьями, штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В трактовке орнамента чувствовалось влияние восточных искусств (Японии, Китая). Обивочные ткани были модных серо-зеленых, сиренево-розовых и желто-зеленых полутонов. Широко применяли аппликации.
Наряду с модерном возникло и другое направление в развитии русской мебели-обращение к подлинным памятникам русского народного искусства. В этом направлении работали братья В. М. Васнецов (1848-1926) и А. М, Васнецов (1856-1933), В. Д. Поленов (1844-1927), Е. Д. Поленова (1850-1898), М. Д. Якунчикова (1870-1902), Н. К. Рерих (1874-1947), М. А. Врубель (1856-1910), С. В. Малютин (1859-1937). Разнообразная мебель, созданная этими мастерами, отличалась монументальностью и оригинальностью замысла: столы с высокими резными подстольями, диваны, решенные в виде скамей, шкафы в форме поставцов, полочки, навесные шкафчики в тонированном дереве матовой полировки с выявлением рисунка текстуры древесины. Украшали мебель резьбой, тканями с аппликацией и вышивкой по мотивам древнерусских сказок.
В 1885 г. художники открывают в Абрамцеве под Москвой художественные мастерские, в которых совместно работали крестьяне местных деревень и художники. Бессменным руководителем мастерской была Е. Д. Поленова – большой энтузиаст и активный собиратель предметов крестьянского быта, украшенных резьбой и росписью. При создании мастерской художники ставили задачу дать местному населению заработок, а также сохранить и воспроизводить старинные русские образцы мебели и домашней утвари. Е. Д. Поленовой совместно с В. М. Васнецовым, В. Д. Поленовым, А. С. Мамонтовым было сделано большое количество проектов мебели, рассчитанной на небогатого потребителя.
Благодаря абрамцевскому промыслу в Подмосковье в 90-х годах XIX в. в селе Кудрине возник своеобразный крестьянский промысел – абрамцево-кудринская резьба по дереву, организатором которого был бывший ученик мастерской В. П. Ворносков. Крестьяне изготовляли из дерева разнообразные шкатулки, шкафчики, деревянную скульптуру.