В художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрождению затянулся на многие десятилетия, поэтому в мебельном искусстве долгое время сосуществовали два стиля-готический и ренессансный. Причем новое сначала проявлялось в декоре, а потом уже в конструкции. Немецкая ренессансная мебель более живописна и не столь связана с античными образами, как итальянская. Например, в декорировке шкафов, сундуков, столешниц широко применяют технику деревянного набора. Наиболее распространенные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гро-тески, дельфины, волюты, картуш, герб.
Немецкое мебельное искусство эпохи Возрождения имеет две разновидности-северную и южную. На севере мебель изготовляли из дуба и украшали ее фигурной резьбой. Вместо декоративных мотивов гротесков и канделябров, исполнявшихся в низком рельефе, стали применять горельефные композиции. Ребра шкафов обрабатывали высокой, почти круглой резьбой обычно в виде кариатид и атлантов — герм с традиционными завитками в форме конической капители над головой.
Стулья немецких мастеров представляют собой совершенные художественные произведения. Ореховая доска спинки обычно покрыта резным гротескным орнаментом-маскароном. Но, порывая с ясностью ренессансного понимания, мотив маскарона пре-вращается в сказочный узор из завитков и складок. При всем разнообразии вариантов можно повсюду обнаружить химерически трактованные глаза, уши, нос и широко открытый рот, обычно прорезанный насквозь, чтобы, продев в отверстие руку, было удобнее переносить стул. В мебельном искусстве Германии, особенно на севере, процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, можно видеть на примере рейнского поставца с несколько массивными формами.
На юге Германии, где было сильнее влияние Италии, мебельные мастера тяготели к архитектурным композициям, что ясно видно в решении кабинета, передний фасад которого представляет собой композицию большого архитектурного сооружения с арками, колоннами, развитым карнизом и т. д.
Во второй половине XVI в. аугсбургский столяр Георг Реннер изобрел пилу для срезания тонких листов древесины (фанеры), что дало толчок развитию техники деревянного набора в Германии, а затем в Нидерландах и Англии. Техника деревянного набора от инкрустации отличается тем, что не делается углублений в доске для набранного рисунка. Мозаикой покрывается не отдельная доска, а законченная основа предмета, которая сплошь обклеивается набором точно пригнанных пластинок, образующих фон. Чаще всего употребляли мотивы цветов, завитков, гротесков, в узких местах-геометрический узор. Фон и рамки орнамента обычно обклеивали пластинками из ясеня, а сам набор исполняли из липы, березы, различных пород фруктовых деревьев.
Древесину часто окрашивали: бук-в желтый цвет, шафрановый, грушу пропитывали красителем и она заменяла черное дерево.